Другое : Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики
Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики
Федеральный и региональный компоненты
промышленно-инвестиционной политики
В.А. Максимов, кандидат экономических наук, профессор,
зав. кафедрой экономики и предринима-тельства, Ростовский государственный
университет, М.А. Спиридонов, преподаватель кафедры экономики и
предринимательства, Ростовский государственный университет
Промышленно-инвестиционная
политика распадается на общесистемную и селективную. В разработке последней
велика роль региональных правительств. Механизм разработки такой политики
должен опираться на логику планирования «снизу вверх». При ее разработке и
обосновании следует использовать инструменты стратегического управления и
базироваться на отображении структуры экономики через совокупность
технологических укладов в противовес отраслевому подходу. Разработанные цели,
критерии отбора приоритетов, а также механизмы реализации в целом формируют
логику модели промышлен-но-инвестиционной политики.
ПРОМЫШЛЕННАЯ
политика является одним из трех основных направлений в трансформационных
экономических преобразованиях: дерегулирование в функционировании рынка и
процесс институциональных преобразований в сочетании с созданием рыночной
инфраструктуры служат своеобразной основой для ее проведения. Целью
промышленной политики являются положительные изменения (рост, развитие)
реального сектора экономики.
Цель
развития реального сектора экономики можно конкретизировать следующим образом —
повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства,
обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и
внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе
инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.
Промышленная
политика и ее цели не являются самодостаточными, они подчинены требованиям
экономической политики в целом. Но промышленная политика, в свою очередь, не
монолитна и распадается на ряд «самостоятельных» политик: структурную,
инвестиционную, инновационную (научно-техническую).
Промышленная
политика как понятие лежит скорее в категориальном поле сторонников
государственного регулирования экономики, так как приверженцы
либерально-монетаристской модели приписывают рынку способность самоформирования
и саморегулирования, что исключает использование государственной поддержки на
приоритетных направлениях развития конкретного сектора экономики.
Достижение
целей промышленной политики осуществляется через выработку приоритетов и реализацию
мер государственного регулирования реального сектора экономики и базируется на
формировании либеральной рыночной среды, которая в максимальной степени
способствует росту эффективности производства и оптимизации структуры
совокупного предложения.
С
точки зрения состава объектов регулирования обычно выделяют общесистемную и
селективную промышленную политику. Если первая направлена на создание
общеблагоприятных условий для развития реального сектора экономики в целом, то
вторая носит характер избирательного воздействия на субъекты
предпринимательской деятельности.
Общесистемная
политика имеет преимущественно макроэкономический характер и реализуется через
меры налогового, монетарного, валютного, таможенного и прочего воздействия.
Напротив, селективная промышленная политика больше тяготеет к
микроэкономической.
С
точки зрения уровней регулирования можно выделить общефедеральную и
совокупность региональных промышленных политик. В связи с таким делением
возникает необходимость разделения компетенции федерального и региональных
правительств в проведении промышленной политики (рис.).
Мы
считаем, что в наибольшей степени за разработку и реализацию общесистемной
промышленной политики должны отвечать органы федерального правительства. Однако
это не исключает и даже предполагает совместную деятельность всех региональных
правительств:
—
по формированию предложений для общесистемной промышленной политики;
—
по единообразной реализации согласованных и утвержденных мер указанной
политики.
По
нашему мнению, селективная промышленная политика должна формироваться при
паритетном участии регионов и федерального правительства, причем механизм
формирования и степень участия в нем каждого из уровня властей можно описать
следующим образом:
1)
формирование регионами собственных приоритетов промышленной политики;
2)
увязка приоритетов на окружном уровне и подготовка предложений по селективной
промышленной политике для федерального правительства, доведение информации до конкретного
региона о результатах согласования приоритетов, формирование элементов окружной
селективной промышленной политики;
3)
увязка приоритетов на федеральном уровне, формирование селективной промышленной
политики как части программы социально-экономического развития страны,
детализация политики на окружных и региональных уровнях на основе ранее
сформулированных предложений.
Те
из региональных и окружных приоритетов, которые не вошли в фе-
Информационная Библиотека
для Вас!
|