Другое : Эволюционное развитие экономического анализа хозяйственной деятельности в России с позиций экстернализма
Эволюционное развитие экономического анализа хозяйственной деятельности в России с позиций экстернализма
Эволюционное развитие экономического анализа
хозяйственной деятельности в России с позиций экстернализма
Реферат на тему: История экономических учений
Проверил А.Ю. Травников
Кубанский государственный аграрный университет
2008
Влюбленные
в практику без науки -
словно
кормчий, ступающий на корабль
без
руля или компаса...
Леонардо
да Винчи
Введение
В
понимании генезиса возникновения науки в истории и философии науки сложились
два противоположных подхода: экстернализм и интернализм.
С
точки зрения экстернализма появление науки целиком обусловлено внешними для нее
обстоятельствами - социальными, экономическими и другими. Поэтому основной
задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является
реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательской
деятельности (социоэкономических условий, социальных заказов,
культурно-исторических контекстов и тому подобное). Они-то и выступают в
качестве главных факторов, непосредственно определяющих возникновение и
развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.
Интернализм,
напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с
внутренней природой научного знания: логикой решения его проблем, соотношением
традиций и новаций и другим. Поэтому главное внимание при изучении науки
сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных
процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в
зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорить внутренний ход
научного познания. Однако этот "ход" есть единство внутренних и
внешних факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и
ролями.
Как
справедливо отмечает Б.К. Джегутанов [1, с. 96], "обусловленность
процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической
практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только
развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного
знания, дифференциация наук также отражают определенные этапы развития
практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности
в целом".
Острые
дебаты окружают проблему взаимоотношений института власти и института науки.
Некоторые исследователи полагают, что наука должна быть пластичной относительно
института власти, другие уверены, что она должна отстаивать свою принципиальную
автономию. Одни мыслители пытаются защитить государство от науки, содержащей в
себе тоталитарное начало, а другие - науку от тоталитарного государства с его
институтом принуждения и несвободы. Так или иначе, но демаркация проблематична.
Миф об абсолютно свободной и автономной науке разбивается о повседневность
экономических реалий [1].
Удали
этот абзац, всего таких абзацев семь. Они выдадут то, что работа скачана из
Сети Интернет, а не тобой написана. Трудись и зарабатывай хорошие оценки.
Наука
есть логически организованная система знаний. Одним из высказываний
французского писателя, философа Дени Дидро [2, с. 208] можно наиболее четко
определить последовательность развития научных знаний: "Наблюдение
собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты
комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление -
глубоким, а опыт - точным".
Экономический
анализ в России как наука формировался под непосредственным влиянием
"внешней среды". "Главная специфика экономического анализа, -
пишет Л.И. Абалкин, - заключается в том, что, исследуя производство, он
направлен на изучение не материальных средств производства и процесса труда как
таковых, а выражаемых ими социально-экономических отношений" [3, с. 33].
Глава
I
Современное
состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно
разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными
работниками, используется в управлении производством на разных уровнях. Ведутся
исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ,
позволяющих оптимизировать управленческие решения.
В
многочисленных работах, касающихся экономики, зачастую приходится сталкиваться
с вполне отвечающим действительности утверждением о том, что Россия движется по
"западному пути"... В частности, описывается богатый опыт организации
аналитических процедур в Америке, Англии, Франции, Канаде и других странах:
"Рыночная цивилизация веками создавала и создала замечательную по глубине
и изяществу науку анализа..." [4, с. 4].
Известным
опытом организации экономического анализа как профессиональной деятельности,
так и науки обладает, естественно, и наша страна. Но если в зарубежных странах
шло неуклонное развитие, характеризующееся накоплением знаний, здесь также
применим термин "кумулятивное развитие науки", то в России этот
процесс носит поистине революционный характер. Историю развития экономического
анализа можно периодизировать так: 1 - период становления и расцвета учений о
балансоведении (1901 - 1934); 2 - формирование фундаментальных оснований
"советского экономического анализа" (1935 - 1964); 3 - становление
теории анализа хозяйственной деятельности (1964 - 1990); 4 - экономический и
финансовый анализ (1991 - по наст. вр.).
Временные
интервалы, присущие каждому этапу, основные направления исследований,
взаимосвязь науки с зарубежным опытом отражены в таблице.
Поэтапная
трансформация экономического анализа в России
Информационная Библиотека
для Вас!
|