Другое : Этнология
Этнология
1. ,2.,3. Этносы возникали
вместе с развитием человеческих групп. Каждой эпохе присущи свои этносы
(объекты нашего изучения). В России преобл. теоретич. взгляды на этн. общности,
как на реальные объекты. На их счёт нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция
Гегеля об «абсолютной идее», проявляющей «историч. народ»; т. Гумилёва и
Широкогорова в традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок – рождение этноса
(вне Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр.
– дуалистич. (этнические свойства, этнич. Элементы – составляющие); информ.
концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в этносе. Если этнос –
компонентная социальная система, историч. возникшая, то компоненты: расселение
этноса, его воспроизводство и демография, производственно-экономическая
деятельность, система соц. отношений и институтов, язык, речь, культура,
стереотипные обычаи, привычки, обряды, психология восприятия своего этноса и
общей картины мира, система личностного контактирования.
Этнология изучает:
возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь и перспективы. Также она
изучает: расселение народов, соц. классы, группы, демографию, субэтносы
(этнические – с групповым самосозн. и этнографические), культуру, хозяйство,
экономику, обряды, обычаи, нравы, верования, язык, самосознание, политологию
межэтн. отношений.
Ф-ии этнологии:
научно-познавательная и самопознавательн. для каждого этноса.
Ещё раз ко 2. Отчеч.
этнология. Учёные Анучин (*комплексный метод исследования), Богораз, Иохельсон,
Штернберг исследовали и отдельные народы и этн. теорию. Практики –
Миклухо-Маклай, Пржевальский, Потанин. Силна т. эволюционизма. Марксисты –
Зибер (производств. отношения в доклассовом обществе), Ковалевский. Для Росси
характерен гуманизм. Советская этнология получила собств. школу – Богораз,
Преображенский, Толстов, Куфтин, Руденко, Токарева. Разработка т. Хоз-культ
типа.
4. Бернье в 17в.
употребил термин «раса». Основные и второго порядка. Сложились из одного вида?
в эпоху неоантропа (40-16 тыс). Расы: негроидные (негры, негриллы, бушмены,
смешанные (эфиопы, жителы Судана, мулаты)); европеоидные (северные, южные,
смешанные (америк. метисы, смешанные группы Сибири)); монголоидные (корен.
американцы, монголоиды, эскимосы, палеоазиаты, тихоокеанцы, смешанные (южные
монголоиды, японц, индонезийцы)); австралоидные (веддоиды, австралийцы, айны,
папуасы, меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы, полинезийцы,
микронезийцы, гавайцы)). Признаки
5. Лингвистический
– анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по принципу генетического
родства. Ностратическая т.
·
Индоевропейская:
славянская (восточно, западно, южно) балтийская германская кельтская романская
албанская греческая армянская иранская нуристанская, индоарийская.
·
Картвельская
·
Дравидская: южная, центральная, северо-восточная,
северо-западная.
·
Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская,
юкагирская.
·
Алтайская: тюркская, монгольская,
тунгусо-манчжурская.
·
Корейская
·
Японская
·
Эскимосско-алеутская
·
Афразийская: семитская, берберская, чадская,
кушитская
·
Нигер-кордофанская: манде, нигер-конго
(центральная, западно-атлантическая), кордофанская.
·
Нило-сахарская: восточно-суданская,
центральносуданкая, берта, кунама, сахарская, сонган, фур, комуз.
·
Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.
·
Северо-кавказская: абхазо-адыгейская,
нахско-дагестанская.
·
Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская,
качинская, бодо-гаро, миджу, дигаро, мири, дхимал, лекча, восточно-гималайская,
невари, гурунт, западногималайская
·
Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская,
никобарская, кхаси, мунда.
·
Мяо-яо
·
Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья,
гэлао.
·
Австронезийская: западно, центрально, восточно
австронезийские, мела, микро, полинезийские.
·
Андаманская
·
Трансновогвинейская
·
Сепик-Раму
·
Торричелли
·
Западнопапуасская.
·
Восточнопапуасская
·
Северо-американская
·
Центрально-амриканская,
·
Андская
·
Экваториально-туканоанская
·
Чибча-паэс
·
Же-пано-карибская
·
Австралийская
·
Чукотско-камчатская
6. Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик, лют, реформ,
присв, конгрегационализм), монофизитство (армяне, эфиопы), несторианство
(ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают суру
только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)- аскеты. Буддизм (6%) 5-6вв.:
Махояна, Хинояна.
9. Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом – Чебоксаров.
Это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов,
близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях
среды. Формировались в палеолит. ХКТ – составная часть любого способа
производства.
Присваивающий. (Архично первобытно
присваивающий сп. пр-ва) Орудия из кости, рога,
дерева, камня, раковин, холодного металла. Бродячая охота и собирательство
тропиков; специализированная охота и собирательство тропиков; охота,
рыболовство и собирательство тропиков; пешая таёжная охота; арктическая охота
на морского зверя; прибрежное рыболовство и собирательство; оленная охота;
охота, рыболовство, собирательство с зачаткми земеледелия и животноводства.
Производящий (ранний)
(Первобытно-производящий сп. пр-ва). 10 тыс. в
первичных центрах (Вавилов). Комплексное хозяйство ранних земледельцев
субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса; Оленеводство тайги и
тундры; ручное земледелие тропиков.
Производящий (развитый). Пастушеское скотоводство и земледелие (патриархально пастушеский
с.п.); кочевое и полукочевое скотоводство (номадный с.п.); Традиционное
земледелие и животноводство предгосударственных обществ Африки (Африканский
с.п.); Земледелие и животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский
с.п.).
Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций субтропиков и
тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-восточной и Восточной Азии,
Центральной и Южной Америки («Азиатский» с.п.); плужное земледелие Древней
Греции и Рима (рабовладельческий с.п.); плужное земледелие средней полосы;
Средневековое ручное и плужное земледелие в гос-вах Азии и Африки;
Средневековый ремесленно-торговый, городской (Феодальный с.п.).
10. Это
районы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на одной
территории, в результате взаимных влияний, общности исторических судеб,
возникла определённая культурная общность. Её границы не постоянны, но они
реальны в опр. момент. выделить эту область можно по общим хоз,
культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.
12. В
нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли практика? В
состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между этносами? Да,
возможно, но сложны из-за отсутствия аппарата и полностью достоверной
информации. Теоретико-методологические возможности этнол. недооценивают. Схема
такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать оптимальные условия
для её протекания.
Мултанское дело
(кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.
В 20-30-е годы –
улучшение положения колониальных народов – приобщение народов севера и Сибири к
гигиене, письменности, искоренение кровной мести на Сев. Кавказе.
Задачи:
деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий;
обнаружение потенциальных; проектирование программ кросс культурного обмена и
взаимодействия; этнозащитные предприятия от технико-экономических программ;
распр. этнол. знаний.
13. Этнологический
источник – любой объект, кот. можно использовать для извл. информации. Это
материальные предметы культуры (артефакты) и отражение сторон этнического
объекта (предания и мемораты) – чаще рисунки и записи, устные рассказы, кадры.
Сначала надо проверить источник. Также существуют классические письменные
повествовательные источники; сведения, получаемые в экспедициях, где помимо
визуальной инф, учёный получает верхн. пункты. Для крупных исследований
используются все средства и многие побочные науки. Анализ – на ЭВМ.
15. Кювье,
Ламарк, Дарвин, Гексли, Геккель создали её и заложили основы антропологии и
учения о первобытном обществе. Она положена в основу изучения народов не
Европы, что позволило создать Этнографию, как науку. Быстро вошла в моду, из-за
политической ситуации и требования знаний о колонизированных народах. Классики:
Бастиан, Бахофен, Тейлор, Морган, Леббок, Фрезер, Харузинг. Решались проблемы
истории семьи, религии, соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных»
идей, необходимость связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право.
Тейлор, Фрезер – история религии, семейно-брачных отношений.
16. Кон.
19- нач. 20вв. – концепция культурной диффузии. Главные факторы развития
культуры связаны с заимствованием, переносом, смешением её элементов.
Стремление заменить понятие развития культуры механистическими принципами её
изменения посредством диффузии. Отрицание всемирно-исторических законов с
заменой единичности явлений. Это рассмотрение культуры в отрыве от живых людей,
от этноса. Ратцель (поставил вопрос об этногенезе), Фробениус – мистик и
идеалист – «душа культуры», её одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт
17. На
его формирование повлияли философские идеи о непознаваемости ист. процесса.
Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский. Задачи этн. – изучение
взаимосвязи и взаимообусловленности ф-ии культурных явлений. Единая и
функциональная структура к-ры
18. С
1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что расовые и
культурные признаки формируются под влиянием природы и социума. Для
доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе». Посетил
Новую Гвинею, Филиппины, Индонезию, Малакку, Зап Микронезию, Сев. Меланезию.
Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.
Поставил вопрос о
родстве рас. Доказал принадлежность папуасов к Homo.
Открыл их земледелие и опроверг мнение о необх. предшествия ему скотоводства.
Призывы к гуманности.
19. Основная
часть населения – этнофоры крупных этносов. Урбанизация породила приток
иноземного населения и смешение. Стремление крупных государств к унификации
культуры. Экзогамные браки – (20-25% - норма). НТр. Общая напряжённость
ситуации в социоэтносфере. Одни считают межэтн. конфликты спонтанными, другие
социально и политически основанными. Истина – посередине. Классиф: конфликт
психологических стереотипов; идеологической концепции; политических институтов.
Движения: автономистические, сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские,
антииммигрантские,
20. Многочисленны
и разнообразны. Основные – исторический и структурно-функциональный.
Исторический – зарождение, становление, развитие и перспективы объекта. С-ф –
выявление значения культурного элемента или социального института в жизни
народа. Сторонники против историзма в этнол. Системный метод - ещё один –
расчленяет этнос на компоненты и анализирует их, интегрируя два предыдущих.
Сложности – мнение об относительности этих методов и важности интуитивного
вживания, ведь познание этноса идёт через субъективное взаимодействие между ним
и познающим. Нижний уровень - прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции –
маршрутные и стационарные.
|