рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Другое > Бизнес: иерархия приращения капитала

Другое : Бизнес: иерархия приращения капитала

Бизнес: иерархия приращения капитала

Бизнес: иерархия приращения капитала

Д.В. Варламов, аспирант кафедры "Мировая экономика и МВКО"

Предпосылки классификации уровней бизнеса  и место в ней малого бизнеса

Малый бизнес, как и бизнес в целом, до конца 80-х годов изучался отечественной экономической наукой явно недостаточно. В первую очередь это было вызвано идеологическими соображениями: как сам бизнес, так и капиталистическое общество, неотъемлемой частью которого он признавался, считались исторически обреченными (!).

Глубинные изменения в идеологи, наблюдаемые в России с начала 90-х годов (точнее, отказ от какой бы то ни было идеологии), кардинально поменяли знаки в вопросах необходимости изучения бизнеса вообще и малого бизнеса в частности. Изучение бизнеса и смежных с ним областей экономической деятельности вышли на передовой край экономических изысканий, сам же предмет изучения сделался весьма актуальным. Однако вопросы теории и практики бизнеса в большинстве исследований базируются на западных образцах и отличаются некритическим восприятием и перенесением применяемой в них терминологии на российские условия. Поэтому мы попытаемся применить несколько иной подход к определению места малого бизнеса в экономике.

В рамках данной работы мы оперируем следующим понятием бизнеса: бизнес – вне-наймная деятельность человека, направленная на воспроизводство капитала.

При этом важными представляются следующие моменты.

 Бизнес = деятельность, т.е. некоторая цепочка более или менее осмысленных и обусловленных актов. В этом смысле рантье не может считаться бизнесменом, поскольку он, как правило, совершает единичное действие.

 Бизнес = вне-наймная деятельность. После соответствующих отчислений бизнесмен получает всю прибыль в результате деятельности и распоряжается ею, наемный работник – получает и распоряжается только частью прибыли – заработной платой. При этом заработная плата управленца высшего звена, например в супермаркете, может во много раз превышать прибыль владельца лотка на вещевом рынке. Однако если в последнем случае мы имеем деятельность в виде бизнеса, то в первом – всего лишь трудовая деятельность, пусть даже и высокооплачиваемая. Следует также отметить, что трудовая деятельность зачастую органически входит в бизнес как один из его факторов (например, если субъект бизнеса использует наемный труд).

 Капитал. Чаще всего капитал трактуют в узком смысле, уделяя внимание лишь его существованию в денежной форме. Меж тем есть множество форм капитала. В самом же широком смысле капитал можно трактовать как совокупность потенциальных возможностей обмена индивида (как физического, так и юридического лица) в рамках той или иной экономической системы общества (ЭСО). В настоящей работе понятие капитал в широком смысле нам не потребуется, однако его необходимо иметь в виду, чтобы искусственно не сужать понятие бизнес.

 Воспроизводство капитала. Приставка вос- отражает циклически возобновляемый характер бизнеса как деятельности. Иными словами, бизнес – такой вид деятельности, при которой конец предыдущего цикла (результат) имеет значение лишь при условии и лишь в той мере, в которой он служит началом (основой) следующего цикла. В этом смысле производство товара не является конечным результатом с точки зрения бизнеса. Результатом бизнеса как деятельности является наилучшее соотношение доходов и расходов, где расходы должны стремиться к нулю, а доходы – к плюс бесконечности.

 Соотношение расходов и доходов дает критерий, который можно положить в основу квалификации бизнеса по масштабу деятельности – приращение капитала. Очевидно, что показатель приращения капитала может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Исходя из приведенного определения понятия бизнес и его трактовки, мы можем, как представляется, решить методологическую проблему – проблему классификации бизнеса.

Известно, что бизнес принято делить на три условных вида – малый, средний и большой. Известно также, что ни одно из этих понятий не имеет единого терминологического наполнения не только в отечественной, но и в мировой экономической науке. Одни исследователи говорят о группах бизнеса, другие – о категориях бизнеса, третьи – о формах бизнеса и т.п. Встречаются также термины микро- и макро-бизнес.

При этом основания, по которым так или иначе строится классификация бизнеса, выглядят скорее сопутствующими косвенными признаками, так или иначе коррелирующими с объектом классификации, чем характеристиками базовыми.

Яркий тому пример – "классический", применяемый в государственных директивных документах критерий классификации – количество работающих. С одной стороны, эмпирически подмечено, что предприятия малого бизнеса, как правило, имеют незначительное число работников. С другой – автору, например, приходилось сталкиваться с "малым предприятием" (посреднической фирмой), ежемесячный оборот которого исчислялся несколькими сотнями тысяч долларов (с приличествующей обороту прибылью), при этом количество сотрудников составляло восемь человек. Как выяснилось, эта фирма была создана и функционировала при крупном московском коммерческом банке и фактически являлась одним из отделов этого банка. Формально, однако, она не зависела от банка, была самостоятельным юридическим лицом, имела собственную печать и самостоятельный баланс и т.п. В соответствии с критерием "количество работающих" де-юре эту фирму следует отнести к малому бизнесу, в то время как де-факто это – крупный бизнес. Перед нами пример одной из форм мимикрии нижнего слоя большого бизнеса под малый, так называемый "спутниковый", или "сателитарный" бизнес.

Классификация бизнеса по основанию воспроизводство капитала позволяет, на наш взгляд, дать более строгую классификацию бизнеса по уровню приращения капитала.

Очевидно, что воспроизводство может быть или простым, или расширенным. Соответственно, первый, самый нижний уровень бизнеса должен быть связан с простым воспроизводством капитала.

Строго говоря, простое воспроизводство капитала – термин в определенной мере условный, поскольку любая транзакция, не приносящая приращения капитала хотя бы на частичное возмещение затрат по обслуживанию транзакции, – бессмысленна, а следовательно, в нормальных условиях не может состояться. Речь же идет о соотношении двух величин: размер приращения капитала и затраты на обслуживание капитала. При этом к затратам на обслуживание капитала на нижних уровнях бизнеса необходимо также отнести затраты на обеспечение жизнедеятельности держателя капитала. Насколько важно последнее обстоятельство, говорит хотя бы тот факт, что обеспечение жизнедеятельности индивида (его семьи) является зачастую основой мотивации для занятия бизнесом вообще.

Самый нижний уровень бизнеса, по большому счету, следовало бы назвать "до-бизнесом” или "пред-бизнесом”, или предложить более современно звучащий термин: микро-бизнес. Микро-бизнес – самый нижний уровень бизнеса, на котором абсолютное приращение капитала ( K) не покрывает затрат на обслуживание капитала (Kобсл.)

( K) < (Kобсл.).

Соответственно, индивиду необходим дополнительный источник доходов для того, чтобы покрыть оставшуюся часть затрат на обслуживание капитала. Впрочем, с точки зрения индивида микро-бизнес является дополнительным источником дохода для обеспечения жизнедеятельности индивида, приработком к основному занятию, а не наоборот. С другой стороны, как только абсолютного приращения капитала становится достаточно для обеспечения нормальной жизнедеятельности, индивид, как правило, отказывается от всех прочих источников дохода в пользу занятия самостоятельным бизнесом.

Таким образом, можно утверждать, что собственно бизнес начинается с такого уровня абсолютного приращения капитала, при котором полностью покрываются затраты на обслуживание капитала. При этом сам капитал остается практически неизменным с незначительными колебаниями в сторону увеличения или снижения.

Вместе с тем очевидно, что бизнес может обеспечить доходы, превышающие затраты на обслуживание капитала. Следовательно, формулой бизнеса можно считать соотношение

( K)  (Kобсл.).

Именно это обстоятельство дает нам право рассматривать микро-бизнес как "до-бизнес" или "пред-бизнес". При этом нужно иметь в виду, что микро-бизнес является все-таки одним из уровней бизнеса, поскольку его механизмы ничем не отличаются от механизмов бизнеса в целом – воспроизводство потенциальных возможностей обмена. Переход к собственно бизнесу характеризуется качественным скачком – достижением такого уровня приращения капитала, который позволяет индивиду сосредоточиться (на первых порах) только на данном виде деятельности.

Итак, отметим существование феномена микро-бизнеса отдельно от всего прочего бизнеса.

Дальнейшее решение задачи классификации уровней бизнеса потребует оценки следующих взаимосвязанных параметров: а) размер капитала; б) приращение капитала.

Задача классификации уровней бизнеса может быть сформулирована в виде вопроса – какой капитал и какое приращение капитала следует отнести к уровню малого, среднего и большого бизнеса?

Учтем также, что понятия, характеризующие некоторую величину – малый, средний и большой – понятия относительные. Следовательно, необходимо соотнести их с некоторой абсолютной величиной (или, точнее, с неким набором абсолютных величин), относительно которой они будут определяться.

Такими абсолютными величинами, которые возможно получить расчетным путем, являются:

 количество субъектов экономической системы общества (ЭСО), экономическую деятельность которых можно отнести к бизнесу ( CЭСО);

 совокупный размер капитала субъектов экономической системы общества,

экономическую деятельность которых можно отнести к бизнесу (K);

 совокупный прирост капитала субъектов экономической системы общества,

экономическую деятельность которых можно отнести к бизнесу, за некоторый период времени ( Kt).

Теперь произведем некоторые простейшие вычисления.

K / ( CЭСО) = Kmed ,

где Kmed – средний уровень капитала для данной ЭСО.

Соответственно

∆Kt / ( CЭСО) =  Kt med

дает нам  Kt med – норма приращения для капитала среднего уровня в данной ЭСО.

Зная средний уровень капитала для данной ЭСО, а также норму приращения для капитала среднего уровня, можно определить значение тех же величин для уровня малого капитала (и малого бизнеса) и для уровня крупного капитала (и большого бизнеса).

В самом общем виде это можно показать следующим образом:

Kmin  Kmed  Kmax è  Kt min  Kt med   Kt max ,

где индексы min, med и max обозначают уровни бизнеса – малый, средний и большой соответственно.

Классификация бизнеса по уровням представляется лишь первым шагом. Если структура малого и среднего бизнеса видится более или менее однородной (по крайней мере на первый взгляд), то в структуре большого бизнеса эмпирически выделяются некоторые дополнительные подуровни, или страты. Если по отношению к малому и среднему бизнесу применимо лишь понятие присутствие на рынке, то большой бизнес следует соотносить уже с понятием контроль рынка. Соответственно, большой бизнес можно стратифицировать на макро-, мега- и гига-бизнес*. Где макро-уровень представляют собой предприятия, в той или иной мере осуществляющие контроль рынка (рынков) на уровне национального хозяйства, мега-уровень – уровень транснациональных корпораций (контроль рынков на уровне мирового хозяйства) и гига-уровень* – уровень корпораций типа Де-Бирс, как известно, фактически полностью контролирующей мировой рынок алмазов.

Возможно, число страт большого бизнеса по приведенному основанию не исчерпывается описанными тремя. Возможно также, что иное основание стратификации даст нам иную картину. При этом вопрос, нужна ли подобная стратификация нижних уровней бизнеса (по неким другим основаниям) остается открытым.

Классификация уровней бизнеса

 

Уровень бизнеса





Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.