Другое : Библиотека и семья
Библиотека и семья
Орловский колледж искусств
Библиотека и семья
Курсовая работа
Студентки
III-го курса
Библиотечного
факультета
Щербаковой
Н.Л.
По
предмету
«Библиотековедение».
Специальность:
«Библиотечное
дело».
Преподаватель:
Кондрашова
Г.С.
Орел – 2003
ПЛАН
I.
Введение.
II.
Библиотека
и семья.
III.
Библиотека
и семейное чтение; задачи и проблемы, перспективы.
IV.
Библиотечное
обслуживание детей:
1) Задачи детской библиотеки в
формировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в
развитии ребенка.
3) Формы библиотечного
обслуживания детей: особенности библиотечного обслуживания детей разного
возраста.
4) Морально-эстетические аспекты
библиотечного обслуживания юного читателя.
V.
Заключение.
VI.
Список
литературы.
I.
Введение
Цель этой
курсовой работы, значение детской библиотеки в семейном воспитании.
Информационная
потребность ребенка в результате освоения правильно скорректированных
дошкольных и школьных программ должны провести его в юношеском возрасте к
самостоятельному получению информации. Своеобразным местом обучения может и
должна стать детская библиотека. В детской библиотеке ребенок получает доступ
не только к информации. Но и к культурным ценностям. Синтезом которого является
книга. Пользовательские навыки формируемые в школе и дома, не должны отторгать
ребенка от основной цели обращения к фондам библиотек – творческого проявления
личности. Технологические составляющие информационно-поискового пространства,
компьютерная грамотность и уровень осознания читателем своих потребностей
является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Для
подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональной
библиотечной печати за последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века (1990 – 2002 гг.). рассматривались публикации из журналов “Библиотека”,
“Библиотековедение”. Весь материал курсовой работы изложен в соответствии с учебным пособием
«Библиотека и юный читатель».
II.
Библиотека
и семья
Важный
фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и
руководству чтением детей. – ее содружество, контакты с семьей читателя.
В семье формируется
личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности. в
том числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей.
Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает
информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители
являются авторитетом для детей в выборе книг. в оценке прочитанного. Но
родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит в тому,
что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства,
без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В
результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей в вопросах
детского чтения не зависит, как правило. Т профессии и возраста родителей,
культурно бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропаганды
среди родителей детской литературы.
Основой работы
библиотеки с родителями юных читателей являются изучение поли семьи в чтении
детей. Для этого библиотекари приглашают родителей посетить детскую библиотеку,
беседуют с ними о детском чтении, его особенностях, бывают на родительских
собраниях в школах микрорайона, просят их ответить устно или письменно на такие
вопросы: «Есть ли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? какие газеты
и журналы выписываются для детей? Какие положительные качества развивает у
ребенка чтение?».
Подобные же
вопросы, по-другому сформулированные. Могут быть заданы и самим читателем. Из
ответов видно, что есть родители, владеющие определенными знаниями и опытом
руководства чтением детей, и родители, испытывающие трудности в этом.
Недооценивающие роль книги и библиотеки в формировании личности ребенка. Ответы
помогут увидеть роль семьи и руководстве чтением детей и определить пути работы
с родителями в условиях библиотеки.
Библиотекарю
следует знакомить родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики
детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь
родителей к активному сотрудничеству с библиотекой в руководстве чтением их
детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись
дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или
подросток пользуется библиотекой.
Формы этой работы
могут быть самыми разнообразными от массовой до индивидуальной. Целесообразно и
сотрудничество с библиотекой для взрослых, в которой читают сами родители.
Списки лучших книг для каждой возрастной группы читателей-детей под общим
заглавием «Лучшие книги – вашему ребенку».
Некоторые
библиотеки проводят специальные «Дни родителей» в программе которых – экскурсии
по библиотеке, обзоры детских книг и литературы о руководстве детским чтением,
беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, выступлением отдельных родителей
о том. Как они руководят чтением своих детей. а также «час» вопросов и ответов.
Обмен опытом и ответы на вопросы могут быть предусмотрены и на классных
собраниях родителей в школе. Возможны организованные совместно со школой
специальные конференции на тему «Ребенок и книга». В отдельных библиотеках для
родителей издаются специальные памятки о том, как руководить чтением детей.
Массовая работа с родителями должна сочетаться и индивидуальной,
консультативной работой. Индивидуальные беседы возможны, когда родители
приходят вместе с ребенком, записываются в библиотеку или менять книги.
Во время
последующих посещений библиотеки родителями библиотекарь просматривает вместе с
ними формуляр читателя. записи бесед с ним, выясняет, что читает ребенок дома,
рекомендует книги, расширяющие его кругозор, отвечает на вопросы родителей.
Таких вопросов бывает много.
Рекомендуется
приглашать родителей и на массовые мероприятия, в которых участвует их ребенок
(обсуждение книги, «защита» читательского формуляра, утренник и др.).
Важно рассказать
родителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы в
семье, например, чтение вслух, беседа и т.д.
Может быть, для
отдельных родителей следует составить индивидуальный план чтения или включить в
их план чтения литературу о детских книгах, творчестве детских писателей,
педагогике детского чтения.
Нужно всемирно
привлекать родителей к участию в работе детской библиотеки. Один, например,
может выступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных
встреч, третий – дать профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не
только библиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями,
но оно полагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает
престиж библиотеки в семье.
III.
Библиотека
и семейное чтение; задачи, проблемы, перспективы.
В XX веке литература, книжная культура
для детства и отрочества перестает быть достоянием только тех народов и стран,
чьи книжные традиции уходят в XIX в,, XVII, XVIII века и глубже. Детская литература, как явление национальной культуры
начинает развиваться и у тех народов, где таких глубоких традиций не было. На
территории России это имеет место.
Сегодня чтение
молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным
социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом
это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие
книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее
распространение во многом заставили взрослое население планеты понять
самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.
Это получило
документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.
Забота
государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в
последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности
молодежи.
Не смотря на то,
что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое
средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся
личность юного читателя не оспоримо.
Человек –
самоценная личность и частица мира, у которой свои неповторимые генетические
корни. Поэтому сравнивать и противопоставлять – дело не продуктивное.
Традиции
просветительской культуры России категоричны в своем стремлении к духовности,
«Идеологическое» направление детской литературы и педагогики детского чтения,
источник оригинальной книжной культуры, теории и педагогики детского чтения, в
том числе и собственных, приближенных к аудитории детства и отрочества людей ее
библиотечного обслуживания, опосредственного и непосредственного влияния на
организацию чтения.
Те, кто сегодня
профессионально работает в области детского чтения, продвижения детской книги к
читателю, не зависимо от территории и языка на котором говорят. Сталкиваются со
множеством схожих проблем, таких как , например, особенности чтения
подрастающего поколения в многонациональных обществах. Ребенок, где бы он ни
был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во
многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное
занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.
В детской
библиотеке ребенок получает доступ к информации, но и к культурным ценностям,
синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации
детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы
на педагогические и образовательные цели. Мы должны уберечь душу ребенка от
технократического восприятия жизни.
Конечно,
подрастающее поколение должно уметь пользоваться вычислительной техникой, но
при этом из его досуговых интересов не должны уйти книга и искусство. С
внедрением автоматизированных технологий у библиотек возникает множество
проблем. Они косаются с внутри библиотечных процессов, и повышения квалификации
сотрудников. Однако, целый ворох проблем приносят и читателям, которые сегодня
учатся общаться с компьютером раньше, чем читать книги. Отрадно, что детские
библиотеки сегодня активно участвуют в процессе вхождения в мировое
информационное пространство.
Сегодня детские
библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков
и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой
самореализации ребенка.
Детская
библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности,
который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка. Школьные и детские
библиотеки испытывают сейчас значительные трудности, связанные с тем, что их
фонды не удовлетворяют читателей..
Проблема
комплектования, а главное финансирование – самая серьезная.
Разрушена система
информации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы.
Многие детские и
школьные библиотеки стали решать эти проблемы сами, организуя альтернативное
комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые договоры
с ними. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении способами
поиска, переработки и усвоения деловой информации в организации процессов
самообразования, человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его
обязывают прочитать или запомнить огромное количество материала. Человек должен
жить в культуре, мыслить, оценивать ситуацию, делать выбор, а истина – это
доступ к фактам и источникам.
Думается, что в
библиотеках России, работающих с детьми, сосредоточен мощный интеллектуальный и
культурный потенциал, достаточный для того, чтобы решать все проблемы
превращающие их в незаметных помощников воспитания нового поколения.
IV.
Библиотечное
обслуживание детей
1) Задачи детской библиотеки в
формировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в
развитии ребенка.
3) Формы библиотечного
обслуживания детей; особенности библиотечного обслуживания детей разного
возраста.
4) Морально эстетические аспекты
библиотечного обслуживания юного читателя.
Развитие
библиотеки, как центра «обережения» детства – одна из современных культурно
эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства – творчество.
Изучая
проблему самореализации библиотеки в этом процессе, нельзя не согласиться с
мнением специалистов, что «будет преступно, если мы оторвем творческое
становление человека от его становления духовного, оторвем творчество от
человечности.
Внося свой
вклад в решение данной проблемы, библиотека поддерживает следующие идеи.
Детская библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития
личности, который обязан обеспечивать соблюдение прав ребенка.
На
творчество, т.е. на свободное личное проявление и на внимание к нему, на показ
результатов этой деятельности. На творческое развитие, т.е. на помощь и
позитивное воздействие извне; на личное владение результатами своего труда.
Рядовая
функция детской библиотеки – способствовать читательскому развитию, оно
рассматривается, как особый вид творчества.
«Детская
библиотека – литературно-эстетический центр», издано методическое пособие в
помощь читательскому развитию детей и подростков. Накопленный детскими
библиотеками опыт требовал осмысления и применения оптимальных людей
деятельности по развитию способностей детей. С этой целью была проведена
областная творческая лаборатория «Детская библиотека и детское творчество».
У читателе,
чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи
родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми – это
сближает их. А также помогает малышу лучше усвоить их содержание. А поскольку
из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются
посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для
него носителями опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений
является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.
Ребенок
неосознанно переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого
переживания, когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен
воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает
посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.
После
освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с
текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.
Главная
задача библиотек научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с
ним. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Сейчас, когда
наши дети читают все меньше и меньше необходимо искать новые методы привлечения
молодежи в библиотеки.
Самый простой
из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал
радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.
Библиотека –
это прежде всего мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьей.
Безусловно
справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге,
которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являлась
носителем нравственных, духовных ценностей.
В нашей жизни,
когда надо думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских
семей, к сожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность
в борьбе с житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и
«спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные
учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе – библиотеки,
которые, как и прежде открывают двери всем желающим. Именно при библиотеках
вновь начали возрождаться кружки, помогающие детям с толком провести свободное
время. Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова,
книжки… И привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая книга в руках
родителей и их чада – добрый знак того, ч о в этой семье будут царить
читательская атмосфера, духовные единства. Важно не расширять эту связь семьи и
книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение,
чтобы чтение стало делом семейным. Работа с семьей, родителями в детских
библиотеках предоставлена программа семейных чтений. А также разработанные
библиографами пособия по семейному чтению. «Читаем всей семьей» (для детей и
родителей 5 –6 лет) и «Для талантливых детей и заботливых родителей» (Здесь
представлены книги, которые помогают интересно и разумно проводить с детьми
свободное время, научить играть и ними, вместе мастерить, готовить, общаться.
Традиционно в детских библиотеках организуются выставки: «Что читать вашему
ребенку», «Читаем вместе», «Семейное чтение», «Семейное творчество», «Дом –
улыбка вашей семьи», «Тепло семейного очага», «Любимая книга вашей семьи».
Библиотеки
посещают разные семьи, многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и
одаренные дети… Дайджест «Эти трудные – одаренные дети», составленные и
оформленный библиографами, очень кстаит пришелся родителям, имеющим талантливых
детей. В детских библиотеках особое внимание обратили на семьи, где есть
будущие школьники, чтоб помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе,
организовали «Школу первоклассника».
Требования
сегодняшнего дня сближают библиотекаря с медицинскими учреждениями, определяя
направления работы с инвалидами, библиотекари прежде всего изучают социальное
положение семей, в которых воспитываются такие дети. Во многих библиотеках, тех
юных читателей, кто не может сам приходить в библиотеку, обслуживают на дому.
Эта деятельность не носит разового характера. а ведется целенаправленно и
систематически. Подбираются приемлемые задания, соответствующие умственным
способностям и физическим возможностям каждого юного читателя, отбирается
лучшая и красочно оформленная литература, рассылаются приглашения на самые
интересные мероприятия. Таким образом детские библиотеки, помимо своих задач
выполняют реабилитационные и благотворительные функции.
Действительно,
семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том
числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской
культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского
поведения предлагают им взрослые – их родители. Как правило, почти в каждой
семье есть библиотека. На Руси издревле считалось: «В без книги, как без окон –
темно». И приобщение ребенка к чтению начинается именно с личной библиотеки.
Рекомендации молодым, как правильно ее формировать, бывают нужны и полезны. В
каждом возрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции
имелись книги по душе каждому члену семьи. Поэтому в детских библиотеках в
рамках библиотечной программы «Информкультура школьнику» имеется и раздел «Свет
дома твоего», где речь идет о создании наших библиотек. О совместной
организации с детьми и их родителями своей домашней библиотеки и ее личного
оформления. Дошкольный возраст – это период жизни человека, важный во всех
отношениях. Ученые считают, что именно в эти годы – человек способен усвоить по
объему столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбою
время. И естественно библиотекарей волнует вопрос: Какую помощь мы можем
оказать малышам и их родителям в таком стремительном духовном развитии.
Дошкольники –
вообще читатели. Каждая детская библиотека старается выделить для них свое,
особое место. Главная трудность, с которой сталкиваются библиотекари – это
отсутствие книжных фондов для детей до 3-х лет. Чтобы решить эту проблему,
начали комплектование специализированного фонда развивающих настольных книг и
книг-игрушек.
Библиотекари
предлагают родителям маленьких читателей возможность выбора: настольные игры и
книжки-игрушки.
Современных детей
окружает множество игр, библиотекари помогают выбрать родителям самые полезные.
Одной из новых форм работы стало создание обучающих и развивающих циклов и
курсов с целью подготовить детей к школе. Особое внимание в работе с
дошкольниками уделяется тем, кто готовится на следующий год стать
первоклассником. Работая с дошкольниками, библиотекари сталкиваются с тем, что
родители зачастую не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку.
Поэтому вся деятельность направлена на то, чтобы в общественном сознании
укоренился взгляд на детскую библиотеку, как на серьезную школу раннего развития.
Детская
библиотека – специализированное информационное, культурное, образовательное
учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов для
детей и подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути
детская библиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого создание
максимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства в
детской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, если
библиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие с
ребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональные
и личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь – руководитель
чтения, общается не только с юными читателями, но и педагогами, воспитателями
школ.
Знание детской
литературы – это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому
что правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному
психологическому пониманию, мотиворованности тех или иных поступков,
характеризующих героя книги и, следовательно наличествующую в реальности жизни.
знание литературы помогает прогнозировать возможные реакции детей и
одновременно учитывать в работе с ними то углубленное, сокровенное, что
отличает возраст в целом и каждого читателя в отдельности. Знание детской
литературы, круг чтения придает библиотекарю профессиональную уникальность.
Любовь к детям, готовность принять их такими какие они есть – сердцевина
рассматриваемой профессиограммы.
Любовь –
человеческое свойство, которое не поддается теоретическому анализу. Любовь к
детям, к своему делу – одно из определяющих источников, желание работать не
устанно, творить, открывать.
Без любви к детям
едва ли можно близко к сердцу принимать детские боли, заботы, победы,
увлечения, большие или маленькие непослушания.
V.
Заключение
Главная цель
библиотечного обслуживания детей во всем мире определяется прежде всего
интересами самого ребенка в этом столетии, которое называют веком детей. В чем
нуждаются дети? И как библиотеки и библиотекари могут помочь им в
удовлетворении потребностей, необходимых для адаптации к жизни в обществе.
Более того, по оценке многих педагогов-исследователей, детская библиотека –
именно та среда, в которой наиболее неформально удовлетворяется потребность детей
в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, к чтению.
Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, и педагогом, и
психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качества важнейший
залог того, как в последствии ребенок будет относиться к библиотеки и к чтению.
Известно, что мир
ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки и привычка к чтению
зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак
того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство.
Важно не растерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она
передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
VI.
Список
литературы
1)
Федоренко
В. книгоношество на новый лад //Библиотека. – 1997. - № 2. – С. 41 – 45.
2)
Нагарова
Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 34 – 35.
3)
Самохина,
Е. Человек дни откровения //библиотека. – 1997. - № 6. – С. 38 – 40.
4)
Аусенко
Е. Талант быть собеседником //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 24 – 25.
5)
Семенова
А. Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.
6)
Гришина
Т. Новые формы обслуживания //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.
7)
Алтухова
Г. Кодекс этики //Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 28 – 29.
8)
Иванова
А. Еще раз о кодексе //Библиотека. – 1998. - № 9. – С. 57.
9)
Олейников
А. Не ребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. - № 10. – С. 42 – 43.
10)
Абуткина
Е. Библиотека + семья = ? //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 35 – 38.
11)
Сокольская
Л. Помогите мальчику //Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 48 – 53.
12)
Алтухова
Г. Речь как инструмент профессии //Библиотека. – 2000. - № 5. – С. 65 – 67.
13)
Метод.
рекомендации. – Орловская областная библиотека. – метод. и библиотечный отдел –
1995. – С. 1 – 10.
14)
Метод.
рекомендации. – Орловская дет. биб-ка. – метод. реком. – 1995. – С. 1 – 10.
15)
Жаркова
Л. Голубева С. Детская библиотека сегодня //Библиотековедение. – 1995. - № 7. –
С. 115 – 116.
16)
Румянцева
Г. Научись понимать //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 60.
17)
Библиотека
и юный читатель. – 1995. – С. 72 – 75.
18)
Орлова С.
Библиотека и семейное чтение //библиотека. – 1999. - № 10. – С. 47.
19)
Буничева
А. Общественный институт развития детского творчества //Библиотека. – 2002. - №
1. – С. 69 – 72.
|