Другое : Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля
1505-1508.
Москва,
Россия
«В южной — «княжеской» — части Соборной
площади, напротив Благовещенского собора возвышается Архангельск собор, бывший
до конца. ХVIII века усыпальницей великих князей и царей.
По
преданию, еще в ХIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела
Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем
Хоробритом.

В
1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили
белокаменным храмом Архангела Михаила. По свидетельству летописи, он был самый
большой из построенных в то время в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был
погребен под сводами Архангельского собора. С тех пор собор стал усыпальницей
великих князей московских и их ближайших родственников — удельных князей.
В
последней трети ХУ века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский
князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить
родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в
1505-1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор. Строительство его и
колокольни Ивана Великого завершило формирование архитектурного ансамбля
Соборной площади. Храм-усыпальница является одним из основных зданий этого
ансамбля, для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции
Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и
русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть
знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.
В
своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для
древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм,
с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны,
куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять
глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный
диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы
архитектурного решения.
Особенностью
внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в
отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, а пилястры с
резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять
частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой
во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной
западной закомаре,— группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми
завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба
является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы,
декор розеток и капителей нигде не повторяется.
Известно,
что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне
которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды —
фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетнюю
историю жизни Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности,
крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время
торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.
Здание
собора неоднократно горело и ремонтировалось. Восстановительные работы
проводились на протяжении ХVIII века под руководством И. Мичурина в первой
половине и Д. Ухтомского — во второй половине столетия. Тогда здание оказалось
в аварийном состоянии, и по проекту В. Баженова в 1772 году было укреплено с
южной стороны белокаменным контрфорсом. Возможно, именно в ХVIII веке
центральная шлемовидная глава была заменена луковичной.
В
некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов
находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту,
опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей. Руку
мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым
отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит
карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три
зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение
сюжетов стенописи.
Впервые
Архангельский собор был расписан во второй половине ХVI века, во время
правления Ивана Грозного. Фрагменты стенописи сохранились в алтарной части и на
алтарной преграде. В центральном помещении собора они тоже сохранились, но
весьма своеобразно — не в первозданном виде, а в редакции художников середины
ХVII века.
По
указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев —
Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев — сделали тщательные
прориси, т. е. переводы на бумагу, с живописи второй половины ХVI века. Работы
в соборе продолжались с перерывами до 1666 года. В них участвовали не только
художники Оружейной палаты, но и ярославцы Иосиф Владимиров и Иван Филатьев,
костромичи Гурий Никитин и Сила Савнин, новгородцы и калужане (всего более 100
человек). Симон Ушаков, глава жалованных изографов, «отбирал» живописцев для
исполнения этого ответственного заказа. И в ходе работы мастера полностью
повторили первоначальную роспись собора, расположили сюжеты в прежнем порядке.
Раскрытая
во время последних реставрационных работ, проводившихся в соборе в конце 1970 —
начале 1980-х годов, от наслоений ХVIII— ХIХ веков, стенопись привлекает
внимание яркой, красочной цветовой гаммой, обилием декоративных орнаментов,
общим мажорным звучанием, а также сложностью и значительностью своего
повествования. Именно такое искусство старинное из речение сравнивает со
«скорейшей, внятнейшей и выразительнейшей повестью, паче повести книжные».
Главный
великокняжеский храм Кремля посвящен Архангелу Михаилу, который почитался как
покровитель ратного дела. Южную и северную стены собора занимают изображения
батальных сцен, проникнутых пафосом борьбы и победы. Тема защиты отечества была
одной из ведущих в древнерусском искусстве, поэтому иногда отвлеченные сюжеты в
редакции русского мастера приобретали сходство с иллюстрациями из летописей.
Это неудивительно, так как многие из них вызывали в памяти реальные
исторические события. Так, сцена «Взятие Иерихона» напоминала о недавней победе
над Казанским ханством, которое на Руси уподоблялось древнему Иерихону. Еще
один батальный сюжет на южной стене «Гедеон посекает мадиамитян» передан таким
образом, что приближает нас к живой русской действительности, столь богатой
боевыми эпизодами.
В
стенопись собора включены сюжеты, которые, по мнению исследователей, связаны с
конкретными историческими событиями — борьбой с еретическими течениями ХVI
века. Значительную часть западной стены и часть сводов занимает композиция
«Символ веры». Это — краткое изложение основ христианского вероучения.
По
канону на столпах писали изображения святых. В Архангельском соборе их состав
особый. Московские князья считали себя прямыми наследниками киевских и
владимирских князей, а через них — византийских императоров. Идея преемственности
власти отразилась в «Степенной книге» ХVI века, которая стала литературной
основой этой части фресок.
На
столпах можно увидеть изображение византийского императора Михаила I —
родоначальника династии Палеологов, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских
князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, первого московского князя
Даниила Александровича.
Как
мы знаем, Архангельский собор был усыпальницей Московской правящей династии.
Эта
традиция продолжалась до конца ХVII века. Она и определила уникальную
особенность росписи собора.
Нижний
ярус стен — это галерея надгробных изображений от Ивана Калиты до Василия III,
которые погребены в соборе. В парадных красочных одеждах, с нимбами святости, в
моленных позах, они обращены к алтарю. Рядом с каждым «портретом» — изображение
соименного святого в круге. Нимбы святости здесь не означают, что изображенные
на стенах причислены к лику святых. Из всех изображенных лишь Дмитрий Донской
канонизирован к 1000-летнему юбилею принятия христианства. Нимбы означали, что
представители правящей московской династии находятся под покровительством
высших сил.
Галерея
надгробных изображений — наглядный рассказ о постепенном становлении
государственной власти на Руси — от возвышения Москвы при Иване Калите до
превращения ее в столицу централизованного Русского государства при Иване III,
от московского князя, получившего в Золотой Орде ярлык на великое княжение, до
«государя всея Руси».
Ближайшее
к южному входу в собор — захоронение Ивана Калиты 1340 года. Над ним — условное
изображение князя, «собирателя русской земли», распространившего свое влияние
на всю северо-восточную Русь, умного и гибкого политика, заложившего основу
могущества Москвы, как духовной, так и светской столицы.
Преемники
Калиты, его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный, здесь же захороненные и
изображенные рядом, продолжа ли политику отца. При внуке Ивана Калиты, Дмитрии
Ивановиче Донском, который захоронен в следующей тройке гробниц, русские
княжества смогли перейти уже в открытое наступление против Золотой Орды. Победа
в Куликовской битве 8 сентября 1380 года была одной из первых побед русских
войск над монголо-татарскими полчищами. Велика была роль битвы на Дону, за
которую князь Дмитрий Иванович получил свое прозвище, в освобождении страны от
иноземного ига.
Одним
из участников сражения на Куликовом поле был двоюродный брат Дмитрия Владимир
Андреевич Храбрый, захороненный у западной стены Архангельского собора. Как
талантливый и опытный полководец, он возглавил решающий участок битвы: вместе с
воеводой Дмитрием Боброком он командовал засадным полком. Деятельность
московских князей всегда была направлена против разобщенности и раздробленности
русских земель. При Дмитрии Донском Москва, «превзьще... все грады в Рустей
земли», окончательно превратилась в центр объединения русских земель.
Немало
было противников у московских князей. У западной стены собора, рядом с
Владимиром Храбрым, захоронены Юрий Галицкий и его сын Василий Косой, затеявшие
распрю, которая вы лилась в местную феодальную войну при московском князе
Василий II. Его могила находится у южной стены собора.
Свободной,
сильной и единой Россия стала лишь спустя 100 лет после Куликовской битвы.
Великое стояние на реке Угре в 1480 году положило конец золотоордынскому игу,
длившемуся более двух веков. Это было время правления Ивана III, основной итог
которого — создание политического единства русских земель. Выдающийся
государственный деятель, дипломат, он также замыслил и успешно осуществил
генеральную перестройку Кремля. Захоронение «государя всея Руси» — среднее из
трех на солее. В алтарной части Архангельского собора располагается гробница
Ивана Грозного и двух его сыновей — царевичей Федора и Ивана. В 1547 году
московский князь Иван Грозный принял титул царя и устроил свою усыпальницу в наиболее
почетном месте. В 1963—1964 годах во время архитектурно-археологических работ,
проводимых в соборе, по решению комиссии эти погребения были вскрыты. По
найденным остаткам черепных костей известному антропологу М. М. Герасимову
удалось создать скульптурный портрет Ивана Грозного. Подтвердилась и дата
смерти царя (18 марта 1584 г.), а по остаткам одежды удалось восстановить его
погребальное облачение.
Ко
времени правлёния Ивана Грозного относится несколько захоронений в
северо-западном углу собора, в том числе захоронения князей Старицких, сильного
рода, противостоявшего централистским устремлениям царя. Все они трагически
погибли — были казнены, однако удостоены положенной по роду чести быть
захороненными в Архангельском соборе.
В
алтарной части собора, в приделе Иоанна Предтечи, находится захоронение
известного полководца начала ХVII века князя Михаила Скопина-Шуйского,
организатора разгрома войск польских интервентов и «тушинского вора» Лжедмитрия
II. Это было тяжелое для России время смуты, экономического и политического
кризиса, иностранной интервенции, которой было нанесено поражение народным
ополчением во главе с Мининым и Пожарским в 1612 году, спустя два года после
внезапной смерти Скопина-Шуйского (1610). Со Смутным временем связано и имя «боярского
царя» Василия Шуйского, чье захоронение находится у северо-западного столпа
Архангельского собора.
После
изгнания из Москвы польских интервентов борьба за престол завершилась (в 1613
г.) избранием на царство Михаила Романова, сына будущего патриарха Филарета
Никитича. У юго-восточного столпа захоронены первые цари из династии Романовых.
После
перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в
Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь
расположился в Петропавловском соборе. Исключение составляет захоронение Петра
II у северо-восточного столпа, умершего в Москве в 1730 году.
Кроме
захоронений в соборе находятся также две раки с мощами Михаила Черниговского,
убитого в Золотой Орде в 1245 году,— она стоит в алтаре, и царевича Дмитрия,
младшего сына Ивана Грозного,— в центральном нефе собора. Канонизация
малолетнего Дмитрия была связана с событиями вражеской интервенции начала ХVII
века, а в 1606 году рака с его мощами была перенесена в Кремль из Углича. Раку поместили
под белокаменной резной сенью и за ажурной решеткой, выполненной Дмитрием
Сверчковым, создателем великолепного шатра в Успенском соборе. Раку покрывала
крышка с чеканным изображением царевича Дмитрия в рост, которая сейчас украшает
экспозицию Оружейной палаты.
Всего
в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся
под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма
располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами
и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия
династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные
футляры.
О
многих памятных и важных страницах отечественной истории напоминает
Архангельский некрополь. Пышные церемонии и торжественные коронации,
опустошительные набеги и разрушения. Торжества и беды, взлеты и падения...
В
старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений
московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху
предков, а также славили «мужество, храбрость, тщание и старание всего
воинства». Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.
Героическая
тема, отраженная в художественной форме, нашла выражение и в храмовой иконе
собора — «Архангел Михаил с деяниями» конца ХIV — начала ХV века. По легенде,
икона была написана по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского,
в память о муже, о победе на Куликовом поле для дворцовой церкви Рождества
Богоматери. Затем она стала храмовой иконой в соборе ХIV века, а оттуда была
перенесена в нынешнее здание собора. Среди памятников живописи этой иконе
принадлежит особое место.
В
среднике иконы — Архангел Михаил, изображенный в рост, в воинских доспехах, с
мечом в руке. Его гибкая мужественная фигура полна напряжения и готовности к
стремительному действию. Его стан изогнут как натянутый лук, плащ развевается.
Он пленяет воображение как видение необычное, запечатлевшее романтику победы на
Куликовом поле.
Икона
хранится в местном чине иконостаса Архангельского собора, выполненного в 1680-х
годах. Одновременно с деревянной рамой и с резными украшениями в виде цветов,
листьев, картушей, вьющейся виноградной лозы были написаны иконы живописцами
Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими.
Сегодня
Архангельский собор сохранил целостность своего средневекового интерьера во
многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника
началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился
очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они
коснулись внешнего облика здания и его интерьера. Реставраторы воссоздали
первоначальный облик фасадов, расписных белокаменных порталов и четырех глав. В
интерьере исследовалось также состояние белого камня надгробий, укреплялась
конструкция иконостаса» (Московский Кремль. Путеводитель. М.: Московский
рабочий, 1990. С. 61-67.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/
|