Другое : Административное право в системе юридических наук
Административное право в системе юридических наук
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
УЛАН-УДЭНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Реферат
по дисциплине
«Административное
право России».
Тема:
«Административное
право в системе юридических наук».
Выполнена
слушателем 4 «с» курса 2 группы
ФЗО ВСИ МВД РФ,
старшим
лейтенантом милиции
Маркеловым
Александром Вячеславовичем
Командиром взвода
ЧССШМ МВД России
Домашний адрес:
г.Чита ул. Н-Широких 2-17.
Улан-удэ
- 2004 г.
Содержание:
Введение
1.
Место
административного права в правовой системе Российской Федерации
2.
Взаимодействие
с конституционным правом
3.
Взаимодействие
с гражданским правом
4.
Взаимодействие
с финансовым, трудовым,
земельным правом
5.
Взаимодействие
с уголовным, уголовно-процессуальным
и гражданско-процессуальным
правом
Заключение
Задача №1
Задача №2
Литература
Введение.
Административное
право, сохраняя свою «самобытность», выраженную в его предмете и методе, тесно
взаимодействуют с другими отраслями российского права. Характеризуя это
взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает
своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной
жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего
в Российской Федерации механизма исполнительной власти.
На содержание
административного права существенное влияние оказывают те процессы, которые
происходят сейчас в России прежде всего в экономической области, что неизбежно
сказывается и на характере административно-правового регулирования. Служебная
роль административного права – юридического «спутника» исполнительной власти -
сохраняется в период реформации государственных институтов. Что же касается
масштабности действия его норм, то пока нет достаточных оснований, чтобы
утверждать очевидность ее сокращения. Наоборот, в так называемый переходный
период массив подзаконных административно правовых норм имел тенденцию к своему
расширению. Особенно это было заметно в условиях, когда Президент Российской
Федерации является главой исполнительной власти. Совокупность норм
административного права различного уровня (федеральный, республиканский,
региональный, ведомственный) достаточно велика и многообразна, несмотря на
частное внесение в нее определенных корректировок (отмена нормативных актов, их
изменений). В то же время нельзя игнорировать тот факт, что резкое сокращение
государственного сектора (особенно в области экономики) за счет приватизации и
акционирования различных объектов, влекущее за собой их «выход» из-под прямого
управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти, вовсе не
означает отказ от административно-правового регулирования управленческих
общественных отношений вообще. С большой долей достоверности можно утверждать,
что в условиях развития рыночных отношений соответствующим образом меняются
формы и методы осуществления исполнительной власти под прямым влиянием
изменений в юридическом статусе различных объектов, ранее находившихся в
организационном подчинении многочисленных органов государственного управления
отраслевого, межотраслевого территориального и иного характера. Такого рода изменения
затрагивают прежде всего содержание административного права, не лишая его роли
одного из необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных
отношений. В качестве такого рода процессов можно назвать, например: сокращение
масштабности централизованного (общефедерального) административно-правового
регулирования, отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов федерации; существенное возрастание роли региональных регуляторов;
усиление значимости норм-программ и рекомендательных норм, равно как и
административно-правовых дозволений; «выход» на приоритетные позиции
управленческой деятельности контрольно-надзорного и правоохранительного
характера; обеспечение реальной, а не декларативной самостоятельности на всех
уровнях государственной организации. Служебная роль административного права в
современных условиях определяется также и другими существенными
обстоятельствами, вытекающими непосредственно из его природы. Так, в связи с
актуальностью проблемы правоохраны, как непременного элемента правового
государства, административное право в отличие от многих других правовых
отраслей имеет и укрепляет свои собственные юридические средства защиты от
посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполнительной
власти. Невыполнение или недобросовестное требований административно-правовых
норм влечет за собой проведение в действие предупредительных, пресекательных и
карательных средств административно-предупредительного характера. Среди них
особая роль отводится институту административной ответственности, а также
административного процесса. Важнейшее значение при этом имеет то, что с помощью
административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не
только управленческих общественных отношений, но и многих других (например,
финансовых, трудовых, природоохранных).
Во многих случаях
административное право не только защищает иные общественные отношения, но и
может выступать в роли их регулятора. Так, действующее российское
законодательство использует нормы административного права для обеспечения
должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и других отношений.
Например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный
контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные
начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения
государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции различных
надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права.[1]
1.
Место
административного права в правовой системе
Российской
Федерации.
Административное
право России является одной из отраслей права. Оно может быть определено как
система юридических норм, регулирующих общественные отношения, в сфере
государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие
при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества,
правосудия, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного
управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых
функций органов государственного управления, исполнительной власти. Будучи неотъемлемой
частью структуры российского права, административное право соотносится с ней
как часть и целое.
По своей сущности
административное право не отличается от любой другой отрасли права.
Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы,
устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной
власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается
экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и
гарантируется принудительной силой государства.
Однако
административное право отличается от других отраслей права предметом
регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, то есть отношения,
складывающиеся главным образом в сфере государственного управления,
исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования
административного права включается широкий круг общественных отношений,
складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической
жизни страны. Нормы административного права, будучи регулятором управленческих
отношений:
- определяют
правовое положение граждан в сфере управления;
- регламентируют
порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного
управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными
органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями
и гражданами;
- регулируют
порядок прохождения государственной службы в органах управления и других
государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях
государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое
положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их
служащих в сфере государственного управления;
- устанавливают
формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его
осуществления;
- определяют
способы обеспечения законности в государственном управлении;
- регулируют
управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и
хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
-
регламентируют
административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее
осуществления.
2.
Взаимодействие
с конституционным правом.
Являясь
неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно
связано со всеми отраслями права. Одной из особенностей его является то, что
административное право, во-первых, в значительном объеме защищает не только
регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные
отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т.п.). Во-вторых,
в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных
отношений, но и выступает в роли их регулятора. Российское законодательство
широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых,
земельных, трудовых и других отношений. Так, именно ими устанавливается порядок
взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках
предмета иных правовых отраслей (например, энергетического надзора,
природоохранных инспекций и т.п.). Объясняется это тем, что, как уже
отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают в сферах,
регулируемых не только административным правом. Естественно, что они не могут
оставаться вне административно-правового регулирования.
Существует тесное
взаимодействие административного права с конституционным правом, которое
содержит принципы всех других отраслей права, в том числе административного
права. Конституционное право, основным источником которого является
Конституция, конституции республик в составе России, Конституционные законы,
непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере
государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы
организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом
регулирования конституционного права.
Нормы
конституционного права закрепляют основы организации и деятельности субъектов
исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей
государственной власти, и т.п., т.е. конституционные начала функционирования
исполнительной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 123,
125 Конституции РФ). Например, взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным
собранием – с представительным и законодательным органом РФ являются
государственно-правовыми, регулируемые конституционными нормами, хотя в них
участвует субъект исполнительной власти.
3.
Взаимодействие
с гражданским правом.
Гражданское и
административное право нередко регулируют сходные общественные отношения,
имеющие имущественный характер. Однако методы регулирования этих отношений
неодинаковы. Административное право регулирует имущественные отношения в
распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению
органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование
или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом
регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления
хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами
гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора
между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например,
договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при
наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод
регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством
сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической
деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений
возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений,
основанных на административном подчинении, административно-правового
регулирования.
Гражданский
кодекс РФ содержит достаточно четкое указание: имущественные отношения могут
основываться на административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, то есть быть административным. Имущественные отношения не договорного,
а административного характера обнаруживаются, например в деятельности органов
Министерства государственного имущества РФ (безвозмездная передача объектов
федеральной и муниципальной собственности), а также органов Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (распоряжения о
принудительном расторжении или изменении хозяйственных договоров).[2]
4.
Взаимодействие
с финансовым, трудовым, земельным правом.
Довольно сложно
провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, земельным
правом. В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть
относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется
нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.
Показательно в этом смысле то, что защита таких отношений осуществляется
преимущественно в административно-правовом порядке.
Финансовое право
регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства,
общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения
денежных средств, составляющих национальный доход России. Административное
право определяет компетенцию финансовых, налоговых органов и регламентирует
порядок их организации и деятельности, то есть регулирует управленческие
отношения в сфере финансов.
Нормы земельного
права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с
тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные
участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением
землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и
бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами
административного и земельного права.[3]
Многие трудовые
отношения рабочих и служащих регулируются административным и трудовым правом.
Например, отношения, возникающие в процессе труда служащих государственных органов,
социальное обеспечение служащих в старости, в случае болезни, инвалидности, а
также вопросы, связанные с охраной труда служащих, регулируются трудовым
правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и
права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей
управления (оборона, внутренние дела). Осуществляя свои служебные обязанности и
права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения,
регулируемые административным правом. Вместе с тем в качестве носителей личных
прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым
правом.
5.
Взаимодействие
с уголовным правом уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.
Нормы
административного права определяют, какие деяния являются административными
правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам,
совершившими их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются
преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным
и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные
деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.
С
уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с
законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и
организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права
от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между
исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует
указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера
(например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц)
руководствуются административно-процессуальными нормами.
Административное
право взаимодействует с комплексными отраслями права: морским, воздушным,
горным, лесным, и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что
в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы
административного права.
Заключение.
В «чистом»
виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую
базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с
преобладанием удельного веса «собственных» норм, то есть полностью
соответствующих предмету данной отрасли.
Наиболее
самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное,
международное, конституционное право. В иных случаях всегда легко обнаружить
взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Например, в
земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие
гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.
Следствием данной
особенности действующей правовой системы является «проникновение»
административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых
отраслей. В основе подобного явления – фактическое наличие управленческих по
своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той
или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском
законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число
административно-правовых по своей сути норм.
Административное
право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой
деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает
своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений
управленческого типа.
Тем самым
отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования.
Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других
отраслей права, которыми регулируются возникающие в ней общественные отношения,
не охватываемые предметом административного права. Так возникает взаимодействие
различных правовых отраслей.
Место
административного права в системе права определяется характером и важностью
регулируемых им общественных отношений, его специфика и отличие от других
отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается
особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления,
исполнительной деятельности государства.
Задача №1
Алексеев, прибыв
5 марта 1993 года в г.Н., расположенный на границей с Литвой, в тот же день
обратился в местную администрацию с ходатайством о признании его беженцем. В
нем он указал, что был вынужден покинуть прежнее место жительства в связи с
преследованием, связанное с его национальностью. 13 марта Алексееву было
вручено письменное уведомление об отказе в регистрации ходатайства. Свое
решение администрация мотивировала постановлением главы местной администрации
«О временном прекращении регистрации лиц, желающих остаться на территории
города Н. в качестве беженцев» от 8 марта 1993 года. Алексеев 15 марта 1993
года обжаловал отказ в суд города Н. Суд в иске отказал.
Какие нарушения
допущены?
Задача №2
В одном
микрорайоне находятся РОВД, больница, завод, фабрика, кинотеатр,
парикмахерская, районная администрация, НИИ, районо.
Какие из
названных организационных единиц являются органами исполнительной власти,
предприятиями, учреждениями, организациями, структурными подразделениями?
К органам
исполнительной власти относится: РОВД.
По отраслевой
специализации к предприятиям относятся: завод, фабрика, парикмахерская.
К учреждениям
относятся: больница, кинотеатр, НИИ, районо.
К структурным
подразделениям относятся: районная администрация.
Литература.
1.
Конституция
Российской Федерации.
2.
Козлов
Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 320с.
3.
Административное
право России. Часть 1. Государственное управление и административное право.
Учебник. Изд. 4-е / Под ред. док. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. – М.:
Московская академия МВД России, центр юридической литературы «Щит», 2002 – 300
с.
4.
Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.
Учебник. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. – 680 с.
5.
Гражданское
право. Часть первая:Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное
/ Редкол.: Филиппов П.М. (отв.редактор), Цирульников В.Н., Черячукин Ю.В. (отв.
секретарь). – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003
6.
ПОЛНЫЙ СБОРНИК КОДЕКСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2002 – 800 стр.
7.
Сборник законов Российской
Федерации.–М.: Изд-во Эксмо, 2003 – 752 с.
[1] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации. Учебник. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. – 680 с.,
стр.28.
[2] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. –
320с., стр.26
[3] Административное право России. Часть 1.. Учебник. Изд. 4-е / Под ред.
док. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России, центр
юридической литературы «Щит», 2002 – 300 с., стр. 28
|