Безопасность жизнедеятельности : Курсовая работа: Обучение школьников действиям в ЧС локального характера
Курсовая работа: Обучение школьников действиям в ЧС локального характера
Введение
Тема данной курсовой
работы «Методика обучения учащихся общеобразовательных учреждений действиям в
чрезвычайных ситуациях локального характера».
Часто, втягиваясь в
круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей
подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное
отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет
предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет
владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в
процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их
жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой
должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность,
различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье
граждан.
Основы знаний по
безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной
из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной
безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Современный человек на протяжении
своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной
(городской, сельской), бытовой, природной и др.
Человек и
среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих
элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую
специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством
факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую
среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с
другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные
воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных
ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и
производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации
негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются
специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные
средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения
правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в
области безопасности жизнедеятельности.
Цель данной курсовой
работы состоит в том, чтобы представить наиболее эффективные формы, методы
обучения учащихся действиям в ч.с локального характера.
В соответствии с
поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
– определить, что
такое чрезвычайная ситуация;
– рассмотреть
классификацию чрезвычайных ситуаций;
– изучить понятие
чрезвычайная ситуация локального характера;
– выделить
чрезвычайные ситуации в содержании школьного курса по ОБЖ;
– изучить
наиболее эффективные формы и методы обучения школьников ЧС локального
характера.
Для решения
этих задач были использованы учебные пособия, периодические издания и данные из
Internet.
1 Общие
сведения о чрезвычайных ситуациях локального характера.
1.1
Чрезвычайные ситуации как проявление негативного воздействия факторов природной
среды и антропогенных факторов
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или
повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности.
Зоны ЧС – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Основными поражающими факторами чрезвычайных ситуаций являются:
– механические (динамические): взрывная волна, метательное
действие, вторичные снаряды, придавливание разрушенными конструкциями зданий,
шахт, обвалы, оползни, ураганы, смерчи, наводнения и др.;
– химические (аммиак, хлор, пропан, кислоты, щелочи и др.
сильно действующие ядовитые продукты, попадающие в атмосферу, воду, продукты
питания и воздействующие на человека через органы дыхания, кожные покровы,
желудочно-кишечный тракт и т.п.);
– радиационные (излучения на объектах, использующих ядерное
горючее и радиоактивные изотопы);
– термические (высокие и низкие температуры);
– биологические (бактериальные средства, токсины и др.) [1].
Катастрофа – авария с человеческими жертвами, с разрушением или
уничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением ущерба
окружающей среде.
Стихийные бедствия – разрушительные природные явления, в
результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью
людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов
окружающей природной среды.
Экологические бедствия – аномалии, возникающие в природе в
результате стихийных бедствий и техногенных аварий или воздействия
хозяйственной деятельности человека на природные процессы, приводящие к
неблагоприятным изменениям природной среды, к угрозе жизни и здоровью людей, а
также к ущербу народного хозяйства.
Эпидемия – прогрессирующее во времени и пространстве массовое
инфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, значительное
повышение обычно регистрируемых на данной территории заболеваний.
Эпизоотия – одновременное распространение инфекционных заболеваний
среди большого числа одного или многих видов животных.
Эпифитотия – широкое распространение инфекционных болезней
растений и сельскохозяйственных культур на значительной территории в течение
определенного времени.
В чрезвычайных ситуациях вероятно возникновение сложных условий
обстановки, которые будут определяющим образом влиять на организацию и
проведение мероприятий здравоохранения по оказанию медицинской помощи и лечению
пострадавших. Основными из этих условий являются:
– массовость;
– одномоментность (в короткий период времени) возникновения
потерь среди населения;
– разнообразный характер и тяжесть поражений;
– нарушение работоспособности медицинских учреждений;
– возможное заражение обширных районов местности,
продовольствия, воды бактериальными средствами, сильнодействующими и ядовитыми
веществами;
– сложность санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах
массового поражения и в районах размещения населения в ходе эвакуационных
мероприятий гражданской обороны;
– несоответствие потребности в силах и средствах
здравоохранения их наличию;
– сложность управления силами и средствами при ликвидации
последствий нападения противника.
Вместе с тем каждая область (край, республика) имеет свои, только
ей свойственные особенности условий, которые также могут оказать влияние на
организацию и проведение мероприятий здравоохранения в очагах массового
поражения и районах стихийных бедствий. Среди них наибольшее значение имеют
следующие:
Климатогеографические особенности (время года и погода, рельеф
местности, наличие перевалов, горных рек и т.д.). Они могут влиять на
поражающее действие ядерного и других видов оружия, организацию эвакуации
пораженных, оказание им медицинской помощи и их лечение. Например, на путях
эвакуации пораженных через горные перевалы даже в теплое время потребуется
утеплять транспортные средства, развертывать обогревательные пункты и др.
Наличие в некоторых областях (краях, республиках) краевой
патологии в виде эндемических очагов инфекционных заболеваний, например, очаги
клещевого энцефалита, чумы и др. При планировании медицинских мероприятий это
требует включения комплекса противоэпидемиологических мероприятий.
Наличие объектов сильнодействующих и ядовитых веществ. Они могут
являться очагами вторичного химического заражения со специфическим поражением
рабочих и служащих этих предприятий и населения прилегающих к ним жилых
кварталов. Возникает необходимость предусматривать в планах выделение
медицинских формирований и учреждений, их подготовку и оснащение с учетом
работы в возможных вторичных очагах заражения соответствующего профиля.
1.2 Классификация
чрезвычайных ситуаций и понятие ЧС локального характера
Всю
совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально
разделить на конфликтные и бесконфликтные.
К
конфликтным, прежде всего,
могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская
политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты,
терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.
Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут
быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков,
описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.
Все
чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам – масштабу
распространения, темпу развития и природе происхождения [1].
При
классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует
учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и
возможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения
организационных, экономических, социальных и других существенных связей,
действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание
тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и
трагичной. Классификация ЧС по масштабам представлена в приложении А.
Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят
территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого
отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные
ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб
составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Если
последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или
иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть
ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.
Чрезвычайные
ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного
пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и
средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в
результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный
ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты
труда.
Региональные чрезвычайные ситуации – такие ЧС, которые
распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или
экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы
объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К
региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500
человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо
материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты
труда.
Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные
территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы,
средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К
национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек,
либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный
ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Глобальные (трансграничные) чрезвычайные
ситуации
выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их
последствия устраняются силами и средствами, как пострадавших государств, так и
международного сообщества.
Каждому
виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности,
являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и
характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой
точки зрения такие события можно подразделить на:
внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);
стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ
(СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),
умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах,
извержения вулканов, половодья и пр.);
плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические
отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться
многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне
Аральского моря [1].
Анализируя
классификацию чрезвычайных ситуаций по происхождению, следует отметить
следующие особенности.
На
транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.
Во-первых,
это авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество
человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных
работ.
Во-вторых,
аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления
агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только
разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение
местности.
И,
наконец, аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными
человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий
нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Аварии
на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды
вне санитарно – защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются
производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории
предприятия.
Окружающая
природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных
веществ. К ним относятся:
аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и
радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно – защитных зон;
утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными
энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением
местности.
Аварии
с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым
поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту
территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных
мероприятий на значительной территории.
Под
водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в
результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах
жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых
транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на
энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,
нарушают нормальную жизнедеятельность населения.
Особо
опасными эпидемиями считаются эпидемии чумы, холеры, оспы, сибирской язвы,
желтой лихорадки, СПИДа, а также других болезней, охватывающих значительную
часть населения. Самые опасные заболевания века представлены в приложении Б.
Эпизоотии
(широкое распространение заразных болезней животных) создают чрезвычайные
состояния, связанные с изменением животного мира.
Эпифитотии
(широкое распространение инфекционных болезней растений) создают чрезвычайные
состояния, связанные с изменением растительного мира.
Каждая
чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых
здоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносят
природные катастрофы и стихийные бедствия. Анализ показывает, что 90% из них
приходится на четыре вида: наводнения – 40%, тайфуны – 20%, землетрясения и
засуха – по 15%. По числу пострадавших и разрушительному действию, тайфуны и
сильные землетрясения (8 и более баллов) сравнимы с ядерными взрывами [4].
ЧС
природного характера представлены в приложении В.
В
настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно
1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек,
из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий
дорожно – транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян.
1.3 ЧС
локального характера в содержании школьного курса ОБЖ
Подготовка
учащихся к действиям ЧС локального характера осуществляется при изучении тем:
«Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение
личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное
существование человека в природной среде».
При
изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы:
пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа;
безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использовании
бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на
занятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища.
Учащиеся
усваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личной
безопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой и
спортом, работая на компьютере, с инструментами.
На уроках
учащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях:
возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновение запаха
газа; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения с
препаратами бытовой химии.
При
изучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте,
железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасности
пешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метро
и на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте;
безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.
Учащиеся
усваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоять
гололёду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателе на воде,
эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечения
безопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолёте; ЧС в
метро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожара
на судне» если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек.
При
изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как
уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице
и в общественных местах.
Учащиеся
отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведение
в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть
снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей,
возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на
прогулке; при угрозе террористического акта.
При
изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются
экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к
турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация»
в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.
Учащиеся
знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при
купании в незнакомом водоёме.
При
изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются
вопросы «выживания» человека в борьбе в вилами природы.
Учащиеся
усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия,
разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в
ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).
2 Методика
проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных
ситуациях локального характера
2.1 Формы
методы обучения школьников ЧС локального характера
Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию
учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо
относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной
школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.
Для развития познавательной деятельности необходимо использование
для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта,
эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта
познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять
характерные причинно-следственные связи.
Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся
навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе
заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в
ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также
развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты
по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности,
выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых
предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому
решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.
Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному
восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом
или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть
монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),
уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для
решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Задания для самостоятельной организации учебной деятельности
способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное
соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей
деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и
устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений,
поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм
поведения в окружающей среде.
Применение методов группового взаимодействия способствует
овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации
деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в
решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого
поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих
прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного
коллектива.
Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание
изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности
организации образовательного процесса необходимо:
– традиционный комбинированный урок проводить с
использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества
иллюстративного материала;
– широко применять словесные методы обучения – рассказ,
объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и
самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного
инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы
радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской
помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и
оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения,
картой, учебником, дополнительной литературой по теме;
– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским
методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую
активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ,
синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков
(соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не
допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно
действовать);
– объяснение нового материала осуществлять с опорой на
витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по
рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их
углубления, расширения и систематизации;
– закрепление теоретических знаний и развитие умений и
навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в
нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр,
посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций
учебных проектов и т.д.;
– домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить.,
рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и
практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных
задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение
творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых
предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и
т.д.);
– использовать внеурочное время для закрепления учебного
материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и
участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа
безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических
походах, слетах и соревнованиях.
2.2 Организация
практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету
Важное
место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка
практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.
Часы,
отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от
результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия
могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально
оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и
ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.
Подготовку
школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется
осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов
деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных
учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время
экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов
внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно
провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям
в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по
гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.
Общеобразовательные
учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений
учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в
содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о
существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в
организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.
Во
внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со
специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.
Изучение
материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях
с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности
учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности
жизнедеятельности.
Для
выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть
оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет
ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь
примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.
Кабинет ОБЖ
рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий
(могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими
средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной
защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической
литературой.
Для
повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь
следующие макеты:
макет
местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми
прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую
очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные
вещества (СДЯВ);
макет
современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и
системами жизнеобеспечения.
При
разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться
следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила
оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его
безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах
проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и
коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных
спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и
дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы,
брошюры и плакаты.
Для более
качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических
средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.
Витрины
целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при
необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный
набор экспонатов в витринах следующий:
современные
приборы радиационной и химической разведки;
средства
индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи
(защитный костюм Л‑1 и ОЗК);
средства
медицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ‑2,
индивидуальный противохимический пакет ИПП‑8, противопылевые тканевые
маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);
средства
пожаротушения;
предметы
спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и
«карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);
гербарий
ядовитых и полезных (лечебных) растений.
Подшивки
журналов «Служба спасения 01», «Здаровы лад жыцця», газеты «Юный спасатель»
рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся – на
журнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры и
пособия по тематике учебного предмета.
В
общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в
школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные
материалы.
Для проведения
мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому
учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться
экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и
как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Как
поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».
3
Внеклассное мероприятие по ОБЖ для младших школьников
Тема:
Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
локального характера.
Цели: обобщить
знания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях, научить
предотвращать эти ситуации.
Предварительная
подготовка:
Команды
заранее выбирают себе название и капитана. Дети разучивают частушки, готовят
инсценировку стихотворения. Конкурсные задания помещаются на лепестках «Цветика
семицветика» так, чтобы участники их не видели. Конкурс начинается с
представления команд-участниц. Первым начинает открывать лепестки с заданием
капитан той команды, которая первой отгадает загадку.
Ход
занятия:
Вот мы и
познакомились с командами. А сейчас давайте, определим, какой конкурс будет
первым. Для этого мне нужны капитаны команд. Kтo из вас первым отгадает
загадку, тот и сорвет с волшебного цветка лепесток. Загадка.
Чтo на
свете всего дороже? (Здоровье)
Да, сегодня
речь пойдёт о здоровье, и обо всём, чтo так или иначе с ним связано; о
профилактике несчастных случаев. Итак, наш конкурс объявляю открытым!
Безопасность
дома.
Командам
раздаются рисунки, на которых изображена общая комната в квартире.
Задание: в
течение 3 минут отыскать на рисунке комнаты все случаи нарушения правил
безопасности.
Ответы.
1.
Включенный утюг без присмотра.
2. Белье
висит очень близко к обогревателю.
3. Лампа
накрыта тканью.
4. Спички
близко к огню.
5. Кабель
поврежден.
6. Розетка
перегружена.
7. Кабель
проходит под ковром.
Не всякий встречный
друг сердечный.
Игра «Крестики-нолики»
А сейчас мы
вспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми. На доске игровое поле. Игрок
достает и читает вопрос. Если он правильно ответил на вопрос, то ставит свой
знак в клеточку, а если неправильно – знак противника.
Разыгрывается
право первого хода.
Вопросы для
игрового поля.
1. На улице
к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как
ты поступишь?
2. Если к
тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?
3. Если
около тебя затормозила машина, и тебя приглашают поехать на съемки какого-либо
фильма. Твои действия.
4. Если
незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь
делать?
5. Опиши
как выглядят современные злодеи.
6. Назовите
самые опасные места во дворе.
7. Если к
тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь
делать?
8. Звонят в
дверь и говорят «Телеграмма. Нужно расписаться». Что ты сделаешь?
9. Вам
кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?
Литературная
викторина.
Ребята, вы
знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить
сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему.
На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.
Ответы.
1. «Колобок»
(доверие к незнакомцам)
2. «Волк и
семеро козлят» (не открытый дверь чужим)
3. «Снежная
королева» (нельзя цеплять сани за впереди идущий транспорт)
4. «Сестрица
Аленушка и братец Ивaнyшка» (слушай старших)
5. «Гуси-лебеди»
(слушай старших)
Дополнительные
вопросы:
1. Какой
сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати,
напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать
в разговоры с посторонними.
2. Kтo из
сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и
знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой
постели?
3. Какой
сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?
Оказание первой
медицинской помощи.
Случаются
такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого
зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать?
Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Пострадавшие – члены команды.
Каждой
команде выдается «Аптечка»: бинт, вата, йод, кипячёная вода, ножницы. За 1
минуту участники должны оказать пострадавшему помощь. Жюри осматривает пострадавшего
и подводит итог.
На реке
родной не будь дурной.
На столе в
беспорядке лежат: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревянная
палка, маска и трубка для плавания, грелка, надувной круг.
– Какие
вещи вы взяли бы с собой при переходе через реку по льду?
Представитель
от каждой команды должен выбрать только один предмет и объяснить почему.
Жюри
подводит итоги. Церемония награждения.
Самое главное,
ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить,
соблюдая самые элементарные правила безопасности.
СПАСИБО ЗА
УЧАСТИЕ!
Заключение
В 1 главе данной курсовой работы были
представлены общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Во 2 главе были описаны
рекомендации по методике обучения школьников правилам поведения при пожарах. В
третьей главе были приведены рекомендации правилам пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Для
написания курсовой работы я проделал следующее:
1) рассмотрел, что такое
чрезвычайная ситуация;
2) предоставил
классификацию чрезвычайных ситуаций;
3) изучил понятие
чрезвычайная ситуация локального характера;
4) дал рекомендации по обучению школьников разных классов правилам
поведения при пожарах;
5) изучил
требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Цель
достигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:
Чрезвычайная
ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Всю
совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально
разделить на конфликтные и бесконфликтные.
Все
чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам – масштабу
распространения, темпу развития и природе происхождения.
Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего
места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным
относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10
человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо
материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты
труда.
Человек
сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если
будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти
формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению
безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в
решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители,
общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за
жизнь и здоровье граждан.
Основы
знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном
возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение
правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае
пожара.
Основными
целями являются:
– усвоение
учащимися знаний о ЧС природного, техногенного характера, о безопасном
поведении человека при их возникновении;
– развитие
учений, черт личности необходимых при возникновении ЧС;
– воспитание
(ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью и
жизни окружающих).
Содержание
включает в себя: изучение ЧС природного характера, возможные последствия и
системы защиты. Общие понятия о ЧС техногенного характера, их классификацию по
типам и видам, изучение потенциально опасных объектов, организация защиты от ЧС
техногенного происхождения.
К организационным
формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические
и лабораторные работы.
К методам
обучения относятся:
– словесные
(лекции, рассказ, объяснение, диалог);
– практические
(лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);
– наглядные
(схемы, модели, учебные фильмы);
– поисковый
и исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);
– диагностические
(тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).
Нетрадиционное
проведение уроков, использование игр: игра – рассказчик, окажи посильную
помощь, туристический слет.
Список
использованных источников
1 Аношина, Т.С.
Готовые экзаменационные ответы, ОБЖ, 9 класс [Текст]
/ Т.С. Аношина – Санкт – Петербург, Издательский центр «Тригон», 2003.
160 с. – ISBN 5–94684–097–5.
2 Акимова Л.А,
Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе. [Текст]
3 Лекции
для проведения занятии [Электронный ресурс] //
Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kchs.tomsk.gov.ru/umc/lekzia.htm.
4 Литвинов,
Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов,
М.П. Фролов, С.В. Петров – Москва, Издательский центр «АСТ – ЛТД»,
1998. – 160 с. – ISBN 5–15–000348–4.
5 О
примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» учащихся 5–9 классов общеобразовательных
учреждений [Электронный ресурс] / С. Степанов // – Электрон. дан.
Режим доступа: http://orlova-rostov.narod.ru/Dsw/probj5–9kl.doc.
6 Примерная
программа по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / ОБЖ // – Электрон. дан. – Режим
доступа: http://trofimoff.21412s01.edusite.ru/p12aa1.html.
8 Программа
первоначальной подготовки спасателей [Электронный
ресурс] / И. Невинная // – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/4.
Приложение
А
Классификация
ЧС по масштабам
№ |
Наименование ЧС
|
Количество
пострадавших человек
|
Нарушены условия
жизнедеятельности (человек)
|
Размер материального
ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда
|
Границы зон
распространения поражающего фактора (ПФ)
|
Кто, какими силами и
средствами осуществляет ликвидацию ЧС
|
1 |
Локальные
|
Менее 10 |
> 100 |
1000 |
Зона ЧС не выходит за
пределы территории объекта производства. Или социального назначения |
Силами и средствами
организации (предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно правовой формы) |
2 |
Местные
|
11 – 50 |
101 – 300 |
1001 – 5000 |
Зона ЧС не выходит за
пределы нас. пункта, города, района |
Силами и сред. органов
местного самоуправления |
3 |
Территориальные
|
51 – 500 |
301 – 500 |
5001 – 0,5 млн. |
В пределах субъекта РФ |
Силами и сред. органов
испол. власти субъекта РФ |
4 |
Региональные
|
51 – 500 |
501 – 1000 |
0,5 млн. – 5 млн. |
В пределах двух субъектов
РФ |
Силами и сред. органов
исполнит. власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
5 |
Федеральные
|
Более 500 |
> 1000 |
более 5 млн. |
Зона ЧС выходит за пределы
более чем двух субъектов РФ |
Силами и сред. органов
исполнит. власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
6 |
Трансграничные
|
|
|
|
ПФ ЧС выходят за пределы
РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ |
Ликвидация ЧС
осуществляется по решению правительства РФ в соответствии с нормами
международного права и межд. договорами РФ |
Приложение
Б
Самые опасные заболевания
Заболевание
|
Способ распространения
|
Скрытый период (сутки)
|
Продолжительность
потери работоспособности (сутки)
|
Смертность без лечения
|
Чума
|
Распыление в воздухе;
заражение воды, пищи, предметов домашнего обихода; искусственное заражение
переносчиков. |
3 |
7 – 14 (при бубонной
форме) |
100 (при легочной и
септических формах) |
Туляремия
|
То же |
3 – 6 |
40 – 60 |
5 – 8 до 30 |
Сибирская язва
|
Распыление спор в
воздухе |
2 – 3 |
7 – 14 |
До 100 (при
легочно-кишечной форме) |
САП
|
То же |
3 |
20 – 30 (при острой
форме) |
90 – 100 |
Мелиоидоз
|
То же |
1 – 5 |
4 – 20 (при острой
форме) |
95 – 100 |
Холера
|
То же |
3 |
5 – 30 |
10 – 80 |
Приложение
В
Тематический
план по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов
5 класс – 35 часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов;
8 класс – 35 часов; 9 класс – 35 часов.
ИТОГО: 5–9 классы – 175 часов
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
5 кл.
|
6 кл.
|
7 кл.
|
8 кл.
|
9 кл.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I
|
Основы безопасности личности, общества и государства
|
22
|
26
|
28
|
35
|
17
|
1. |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
12 |
6 |
3 |
6 |
- |
2. |
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных
условиях |
- |
10 |
- |
- |
6 |
3. |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
обеспечение безопасности населения |
- |
- |
16 |
12 |
- |
4. |
Современный комплекс проблем безопасности |
- |
- |
- |
2 |
2 |
5. |
Организация защиты населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций |
10 |
10 |
9 |
15 |
9 |
II
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
13
|
9
|
7
|
-
|
18
|
6. |
Основы здорового образа жизни |
7 |
3 |
2 |
- |
7 |
7. |
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
6 |
6 |
5 |
- |
11 |
|
ИТОГО:
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|